Дневник в пластилиновых мультиках
Понять художника нужно уметь. Он вкладывает в картины свои мысли, как поэт — в стихи. Он рисует мысли, придает им облик, выражает на холсте. И на холсте — особое понимание мира, которое нужно уловить, чтобы понять картину. Владимир Терехин - самарский художник, член международной федерации художников при ЮНЕСКО и многих прочих зарубежных академий. Каждый может найти в его картинах частичку своего внутреннего мира. Если, конечно, захочет. И сможет.
В результате известности и признания Владимир Терехин знаком с очень многими известными и заслуженными людьми. Во многих интервью журналисты беседу с ним сводили к тому, чтобы он рассказал о своих извес-тных друзьях. Мы решили остановить такой ход событий и сделали с точностью наоборот.
Вместо предисловия
Элеонора Куруленко, начальник департамента культуры Самарской области:
Владимир Терехин по- настоящему свободный художник. Он не обременен узами союза с товарищами по цеху, он участвует в кор-поративных разборках. Он творец, и его творчество удивительно широкого диапазона. Его фантазии замешаны на разных порциях реальности. У Владимира Терехина собственная оригинальная концепция цветовой гармонии. Он один из самых современных авангардных художников. В программе Самарской ассамблеи- 2002 прошла его выставка «Самара-Москва-Париж» в мебельном салоне «Греви», что на улице Чапаевской. В этом году эта экспозиция будет иметь продолжение в залах Музея частных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств им. А С. Пушкина в Москве.
Как все начиналось
Александр Никольский, редактор журнала "Волга-Бизнес", Самара:
Когда-то Терехин серьезно увлекался музыкой. Он вырос на "Битлах", неплохой знаток рок-музыки. А в молодости у нас ансамбль был. Официально это значилось как «вокально-инструментальный ан-самбль», Но мы пели песни известных рок-групп. Володя пел хорошо. Увлечение музыкой так и осталось увлечением, а вот художественным творчеством он стал заниматься профессионально. Теперь жалеем, что многое рисунки, которые он нам дарил и к которым мы относились достаточно скептически, не сохранились.
- Но я по-прежнему консервативен, и Володины авангардные вещи меня не особо привлекают. Хотя я не думаю, что авангардные работы — это дань моде или способ привлечь к себе внимание. Скорее, это один из способов выражения накопленных в нем чувств в картинах.
Шизофрения?
Салимхан Ахметханов, депутат Государственной Думы РФ:
- Терехин — талантливый художник. Хотя раньше я считал, что это шизофрения. Возможно, у меня другой интеллект, не такой высокий... Я понимаю Айвазовского, Сурикова, художников эпохи Возрождения. Но когда я встретился с Терехиным лично, многое прояснилось. Он может объяснить свои работы. А я, в свою очередь, стараюсь понять заложенный в них смысл.
Как получается авангард (в продолжение темы)
Ирина Тонковидова, директор школы искусств, Самара:
- Мне не нравятся его авангардные работы. Такое чувство, что он выбросил все негативное, что в нем было, на полотна, и это пе-релается зрителю. Неприятное ощущение. Умом понимаешь значение этих картин, а душа к ним не лежит
они отталкивают. И все это негативное оставляет на тебе отпечаток - тяжелый и неприятный. Но мне очень нравятся его пейзажи. Зима... воздух мерцает. Красиво. По-настоящему. И становится легко. У него очень интересная техника исполнения. Вообще в нем нет банальности, у него особый, самобытный дар.
За что любить пейзажи
Владимир Панченко, генеральный директор Госконцерта, Москва:
Терехин - художник, который растет не по дням, а по часам, и я очень рад за него, потому что он еще и замечательный человек. У меня есть его картина - зимний пейзаж с омутом. Когда что-то не так, я смотрю на нее и как будто падаю в этот омут Каргина не теряет своего напряжения. И все его пейзажи такие. Меня в нем потрясает в первую очередь живописец.
Радость даже в осени
Наталья Гитова, директор фитнес-центра «Монополия»:
Я люблю его пейзажи и букеты. Они наполнены жизнью, сочные, радостные. Даже в осенних пейзажах чувствуется радостное отношение к природе. Он приятно удивил меня одной из последних выставок, потому что на ней было много новых картин на интере-сующую меня тему. Но не все мне нравится в его творчестве, спорны его тематические работы о России. Мне из них вообще ничего не нравится, для меня это просто неприемлемо.
Музыка холста
Михаил Щербаков, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии:
- Цикл его работ о России очень созвучен моему настроению, но тут я только чуткий зритель, именно зритель, и его картины не оставляют меня равнодушным. Они погружают в эмоциональную сферу, человек проникается ими, становится теплее, добрее, ценит жизнь и то, что его окружает.
Его картины во многом философичны. Я не берусь быть судьей художника, я стараюсь его понять и проникнуться его творчеством в той мере, в какой мне это дано. Как музыканту мне кажется, что его работы проникнуты внутренней музыкальностью, Его работы иногда лишены какой-то конкретики, потому что не всегда искусство может
быть четким и точным. На мои взгляд, язык музыки и язык Терехин а, который обращается к человеческим чувствам, перекликаются. Его картины скорее попадают в область чувств, а потом только зритель начинает анализировать увиденное.
Понимание мира - в авангарде...
Майкл Гарт, представитель национального банка США в России, Москва:
Я больше обращаю внимание на его авангардные работы. Они заключают в себе его понимание мира. А те картины, которые связаны с его родиной, отражают эпоху, в которой он живет. Его заслуга как художника современности заключается в том, что он не отстает от эпохи, в которой живет, и не опережает её своих работах. Терехин - очень талантливый художник, очень современный, с собственной философией. Я думаю, его особенность в том, что мир вокруг себя он видит настолько индивидуально, что потом в состоянии выразить его в уникальных художественных формах.
... И непонимание авангарда
Дамир Галимов, предприниматель, друг художника:
Мне не нравится его авангард. Авангард я не понимаю. Когда мы ездили в Германию, встречались с известной художницей, ее зовут Макса, она советовала Терехину побольше рисовать авангард. Потому что сама авангардистка, Но я этого не понимаю. Я, может, не дошел до этого. Происхождение, что ли, не то... Мне ближе его реалистич-ные картины; пейзажи, цветы. Эти работы естественны. И его энергетика, его тепло переходят на эти картины. У меня дома висит его букет. Даже ребенок смотрит, радуется. Мне нравятся его цветы. Они живые.
Аура творчества
Ильдар Шакуров, доктор медицинских наук, заслуженный врач России:
Я очень люблю ауру, которую создает вокруг себя художник, тот воздух, которым дышит этот великий, по моему мнению, человек. У меня есть несколько его картин. Они необыкновенно близки мне по духу, по мировоззрению, по менталитету и просто - по душе. Я не люблю его религиозную тематику, но мне по душе его пейзажи.
О самых лучших картинах
Василий Тарасенко, большой поклонник и друг:
Мы знакомы давно, и для меня звезда дружбы очень важна. У меня самая большая коллекция его картин. Терехину удастся творить чисто, красиво, особенно сейчас, когда в искусстве много фальши. Вообще все, у кого есть хотя бы одна его картина, считают, что у них и есть самая лучшая. Я тоже так думаю о картинах, которые есть у меня. Это времена года, размышления о жизни и смерти. Я чувствую его картины. Думаю, они очень сильно действует на человека.
Авторитетное мнение
Илья Резник, поэт, Москва:
Терехин художник. Просто художник. Еще он настоящий патриот. И это видно из его картин. А разговоры о жанрах, о художественном течении — это все неважно. По крайней мере, лично для меня. Будь то барокко, рококо и так далее. Главное — художественный мир, ко-торый наполняет работы художника, И я говорю это не только об изобразительном творчестве, но и о музыке, о поэзии.
- Есть ли картины, которые вам не нравятся?
Я добрый. Нет, я думаю, нет. У него во всем виден свой стиль, свое мироощущение.
Резюмируя
Макса, коллега, Германия, Гамбург:
- Я вижу, что этот художник ищет свой путь, в его картинах есть что-то политическое, религиозное. Большое влияние — это заметно - на него оказали Рерих и Ван Гог. Терехин — добродушный человек, очень обаятельный. Общение с ним доставляет много удовольствия. Ещё он умеет рассказать о своем творчестве. Что примечательно - он хочет быть понятым. А ведь часто художники не могут этого сделать. Тере-хин же работает системно. Это приятно отметить.
P.S.
Володя Терехин, внук художника:
- Когда у дедушки хорошо проходит выставка, я рад.
Жак Ширак, президент Франции:
- Я такого не видел ни в одном музее мира.
Мы намеренно оставляем все высказывания без комментариев. Пусть каждый делает свои выводы сам.
Новая газета 8-14 сентября 2003г. №35Р(898-899) тираж 123 380 экз.