В.Терехин "Искусство без интуиции - ремесло"

Русский

Кто-то из мудрых совершенно справедливо заметил: «Талант себе дорогу пробьет». Действительно, талантливый человек может не заканчивать институтов, не учиться в академиях и не иметь денег. Он не может одного - не творить.
Владимир Терехин, наверное, самый интересный и необычный художник в Самаре. Он закончил с красным дипломом свой собственный институт и учился у Ван Гога, его картины продаются в 16 странах мира и находятся в Государственном историческом музее.
Его творчеству дал высокую оценку президент Франции Жак Ширак. Список побед Владимира можно продолжать и продолжать. Но лучше,  если он расскажет обо всем сам
- Владимир, как вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь? Иначе говоря, как осознали свое призвание?
- В 18 лет я первый раз сделал цветными карандашами автопортрет. Это была первая моя работа, первые позывы. В молодости я был музыкантом, играл рок. Но постепенно и понял, что в том, что я делаю, нет творческого момента. Самовыражение может, и есть, а творчества - нeт. Поэтому и появилась первая моя работа. Затем я ушел в армию, где был художником – оформителем. Понимаешь, появилась какая-то тяга к изобразительному искусству. И в 76-м году у меня уже было несколько работ.  И тогда же я понял, что у меня нет нужной школы, что надо получать художественное образование.
- И где вы его получали?
- Я учился самостоятельно, по учебникам. Без преподавателей, без репетиторов. И вместе с учебниками я читал дневники Художников. И то, что меня интересовало, выписывал. Помню, как меня поразили дневники Bah Гога...
- Получается, что вы закончили; свой собственным институт?
- Да, я очень долго и упорно учился. И параллельно с этим я развивался как художник. Меня очень интересовали западное искусство, теория Зигмунда Фрейда. А на сегодняшний день я сам автор четырех эстетических теорий — графическое построение синтетическим способом, о космическом происхождении цвета, новая изобразительность после «Черного квадрата» Молевича и геометрическое измерение. Эти теории провозглашают новые эстетические принципы в изобразительном искусстве. Но не подумай, что я сижу и разрабатываю их днем и ночью. Я просто пишу картины, а потом сам для себя пытаюсь объяснить, почему я так пишу, почему я делаю именно так, а не иначе. Для меня представляет интерес делать что-то новое. Писать монотонные пейзажи мне неинтересно. Например, некоторые картины я пишу на обратной стороне ДВП. Таким образом мне удалось совместить живо-пись и графику. Художники, кстати, пытались это сделать за 500 лет до меня,. А серия «Да здравствует Россия» написана на полированных досках. Свет, падая на доску, особым образом преломляется и как бы подсвечивает картину изнутри,
- Как вы считаете, призвание есть у каждого человека?
- Живописец еще до рождения, в утробе матери, является художником. Научить быть художником  возможно.
- Им надо родиться?
- Именно, Так же, как и писателем, музыкантом. Эго заложено. А внешние факторы будут либо препятствовать, либо способствовать развитию таланта.
- Считаете, что талант дается свыше?
- Эго не я считаю, это на самом деле так и есть.
- В таком случае можно узнать ваше отношение к религии?
- Я иногда спрашиваю человека: «Верующий?» Он, допустим, отвечает; «Да, верующий». Начинаешь с ним общаться и выясняется, что 10 основных заповедей он не исполняет. Но зато все время замаливает грехи. Вот это меня и настораживает в религии, этого я понять не могу.
- Но как видно из картин, вы признаете существование некоего высшего разума.
Да, Как я уже говорил, у меня есть серия картин «Да здравствует Россия!» Там такой сюжет: дорога ведет к церкви, а церковь - в виде космическою корабля. В этих картинах я цветовым решением хотел передать состояние верующего человека.
- Сегодня вы достаточно известны. Как вы пробили себе дорогу в мире художников? Ведь у вас не было ни образования, ни каких-то связей.
- Я прошел путь джеклондонского Мартина Идена. Один к одному. Только он стал писателем, а я - художником.
Никто из молодых не хочет понять, что разбег или разгон должен быть, к примеру, десять лет. Человек, если он хочет заниматься творчеством, должен прочитать огромное количество литературы по своей специальности. Общее развитие должно быть колоссальным. Потому что невозможно эстетически осмысливать картины и произведения искусства, не имея знаний в этой области. Талант подобен алмазу его нужно огранить. Существуют традиции, которые развиваются тысячелетиями. И не знать их означает проявлять невежество.
- Значит, художник должен творить только для себя? Потому что не может не творить?
- Конечно. Художник не может не творить — это верно. А что касается признания,
- Это уже не так важно?
Да. И еще два момента.  Первое. Художник находится вне критики. Он создает карнизу на субъективном уровне. Поэтому когда появляется кто-то н говорит: «Твоя картина плохая», а другой: «Твоя картина прекрасна», - художника ЭТО не должно волновать. Просто такие споры говорят о том, что мастер создал произведение, которое существует ПОМИМО его воли и живет самостоятельной жизнью. Вокруг картины разворачиваются споры, а художнику до этого и дела нет. Он - вне критики. Второе. Художник находится на самом верху. Выше президента, выше губернатора. Только художник обладает абсолютной свободой. Не относительной, как, например, губернатор, а именно абсолютной. Потому что он – творец.
- Каких художников вы считаете своими учителями?
- Ван Гога, Гогена. От разных художников я брал то, что меня интересовало.
- Писать картины — это для вас работа?
- Нет.
- А что же тогда?
- Жизнь. Если бы я не писал картины, то жизнь моя не имела бы никакого смысла.
* У вас проходили выставки в советские времена?
- Как ни странно, да. Во дворце им. Кирова в 89-м году у меня состоялась выставка. До сих пор не понимаю, как мне удалось ее организовать. Ведь тогда все было очень строго. И в том же году я ездил в Москву показывать картины. Через знакомых я попал в Московский городской комитет ВЛКСМ, что располагался па улице Герцена, к Александру Гафину. Сейчас он занимает серьезный пост в Альфа-банке. Гафин две минуты смотрел на слайды, а потом сказал: «Ты нам подходишь. Давай, вези картины. И делай выставку так, как ты хочешь.» На той выставке было представлено 68 моих работ. И нa ней же побывал Бронислав Дворский — эксперт торгового дома «Кристи». Этот торговый дом проводит аукционы произведений искусства. Посмотрев мои картины, Дворский изрек: «Айвазовский никому не нужен, мистер Терёхин нужен всем». Вечером того же дня все московские тусовки уже знали обо мне,
- Я слышал, в 93-м году у вас прошла выставка в Совете Федерации,
- Да. На (выставке ко мне подошли сотрудники Государственного исторического м у -
зея и сказали: «Нам очень нравится ваша серия «Да здравствует Россия». Так картины из этой серии попали в исторический музей. Кстати, когда исторический музей в свое время принял в дар от Репина три картины, он пьянствовал десять дней, все никак не мог успокоиться.
- Мне рассказали, что к приезду президента Франции Жака Ширака Титов заказал вам картину для него. На официальный прием вы привезли пять своих картин. От Ширака явилась какая-то девушка и сказала: «Мы, конечно, взяли бы все пять». Но вы подарили одну. Впрочем, Ширак и так, говорят, был очень доволен.
- Было не совсем так. Про картины мне никто ничего не говорил. Мне поступило предложение участвовать в дружеском ужине с президентом Франции. И я по собственной инициативе подарил президенту Франции свою картину. Историческое событие, все- таки не каждый день к нам президенты наведываются. Кстати, один мой приятель по этому поводу сказал: «Это не Ширак к нам приехал, это Наполеон приехал, чтобы забрать картину Терёхина  и увезти во Францию.» В общем, я взял несколько картин – их было четыре, а не пять – в стиле «а-ля русс» и пейзаж. Стал советоваться с французами, какую лучше подарить. Мне никто ничего толком не сказал, отправили к переводчице. А она говорит: «Я бы все четыре взяла». Ну, думаю, губа не дра. Самое удивительное – эту переводчицу все слушались. Спрашиваю, кто она такая. Мне отвечают: «Это дочь Ширака». Она у него, оказывается имиджмейкером работает.
- Дочь Жака Ширака посоветовала вам подарить пейзаж?
- Мы стали с ней обсуждать, что же подарить. В том пейзаже сочетались, как мне кается, французская национальная школа живописи и российская. Мы остановились на пейзаже.
И вот ко мне подходит президент Франции, я вручаю ему свой альбом, картину и говорю: «Господин президент, я рад вас приветствовать на российской земле. Трудно оценить вклад французского ис-кусства в мировую культуру. Я хотел бы в память о вашем посещении Самары подарить пейзаж, в котором, на мой взгляд, сочетаются русская национальная школа живописи и французская». После этой речи наступила тишина. Ширак подходит ко мне, поднимает руки в знак восхищении и говорит: «Я такого не видел ни в одном музее мира. Но я хотел бы узнать мнение своей супруги, она прекрасно разбирается в живописи». И опять
- гробовая тишина. Жену подходит и говорит: «Супер!» Короче, им понравилось.
- Часто иностранцы покупают ваши картины?
- Да. Мои картины продаются в 16 странах мира.
- А что вы можете сказать о современных художниках?
- Мне очень  нравится, как рисуют молодые, пятнадцати-шестнадцатилетние художник. Они очень сильны… Ко мне иногда приходят ребята и спрашивают: «В чем секрет вашего мастерства, как стать настоящим художником?» Я отвечаю: «Бросайте все к чертовой матери и работайте, работайте». Никто не представляет, какой это адский труд - быть художником. Ванг Гог говорил: «Художник должен работать, как сто негров».
- Значит, в институте художнику делать нечего?
- Нет, почему же. Когда человек учится, получает какие-то навыки - это прекрасно. Бела только в том, что учитель часто ломает творческую личность, потому что начинает учить своим методам, своей технике.
- Так что же это такое - творчество?
- Основой творчества является интуиция. У кого-то ее нет, а у кого-то есть чуть-чуть. И вот это «чуть-чуть» - фундамент настоящего искусства. Ни в институте, ни в академии этому научить невозможно. Интуиция должна быть в человеке заложена. Если у человека нет интуиции, он будет великолепным ремесленником, но не более. Если у художника нет интуиции, ОН НЕ
сможет передать волнение, которое присутствует в настоящих произведениях искусства.
Художники занимаются страшной вещью - они материализуют свои мысли.
- Чем же это так страшно?
А тем, что они этим занимаются с утра до вечера. Мастер подумает о чем-то, а на следующий день человек умрет. Вот Что такое художник.
- Объясните, что сейчас происходит в изобразительном искусстве? Оно развивается или стоит на месте?
- Я считаю, что я развиваю искусство. В нашем искусстве 70 лет царствовал метод социалис-тического реализма. А что это такое, никто сказать не может.
- А что происходит в последние 10 лет?
- Да ничего особенного. Я считаю, что изобразительное искусство не развивается. Пройдет какое-то время, и останется два-три художника. Лет сто пройдет, и вес определится. Только время расставит все по своим местам.
- На художников влияет политическая жизнь страны?
- На меня влияет. До 91-го года я писал картины, которые несли какой-то внутренний протест. Даже сюжеты были острые - драки и т.д.. Меня иногда спрашивали: «Почему ты людей искажаешь?» Я отвечал: «Время такое».
- Не задавит ли искусство новое жестокое время?
- Нет. В России интересные традиции - художнику никто не мешает умереть. Все через это прошли. Есенина грохнули кагэбэшники. Галича, как выяснилось, они же прикончили в Париже. Поэтому жестокое время творческих людей никогда не задавит. Художник будет жить и работать в любое время и в любых условиях.
- В ближайшее время планируете провести в Самаре выставку своих работ?
- Выставок моих в Самаре было очень много. Мне теперь интересно делать выставки, каких у меня еще не было. Есть у меня идеи... Но сам понимаешь, я тебе сейчас скажу, а потом ничего не получится. Так что я лучше пока ничего не буду говорить по этому поводу.

Новая газета 6-12 августа 2001г. №31Р(698)