«Объективная реальность» Владимира Терехина

Русский

"Волжская коммуна" 01.06.2011
70 картин, представленных Владимиром Терехиным в самарской галерее «Новое пространство» на выставке «Объективная реальность», весьма разнообразно представляют его творчество за 40 лет деятельности. Терехин, один из самых успешных и востребованных самарских живописцев, не обучался ни в одном из художественных вузов, у него не было наставников, и высот в искусстве он добился благодаря самообразованию и самостоятельным творческим поискам.

Некоторые из картин Терехина выполнены в гротесковой манере: художник с сыном и автопортретом.

«Пластилиновые мультики»
 На вопрос, в чем секрет успеха, художник отвечает: «Нужно просто много работать. Не получилось что-то – сам виноват. Я - причина и следствие всех моих удач и неудач. И ни к кому, кроме себя, не предъявляю претензий. Художник всегда доказывает себе и побеждает самого себя. Исключительно. Нужно идти своей дорогой. Хорошо, что сейчас можно устраивать выставки, и не нужно для этого никаких разрешений. Нужно предпринимать какие-то шаги, не надо ничего бояться. Но при этом начинающему художнику нужно психологически готовить себя не к успеху, а к провалу. Меня ведь тоже клевали будь здоров. Выскочкой называли. В книге отзывов у меня есть такая запись: «Где выпускают таких художников? Расстрелять его!» Надо относиться к этому философски». Сам художник воспринимает свое творчество как некий живописный дневник, как воспоминания о событиях и впечатлениях своей жизни. Искусство для него - это проявление бессознательного начала в человеке. Впрочем, открыли это еще импрессионисты, эстетика которых основывалась на впечатлениях художника от окружающего. «Изучая историю живописи, - говорит художник, - я пришел к выводу, что главное для современного изобразительного искусства - не трехмерность изображения, а трехмерность состояния самого человека. Так появилась картина «Магазин сознательного безумия», где есть и сознательное начало, и бессознательное как плод фантазии художника, и его сверх-я». В этой программной картине, также представленной на выставке, люди из очереди за водкой превращаются в схемы, в странных персонажей, лишенных живой плоти. Художник создавал эту самую большую свою картину (восемь квадратных метров), когда работал на заводе «Прогресс» и был председателем цехового комитета. Писал он эту картину в «красном уголке» цеха, когда дежурил здесь в выходные и праздники.
Некоторые из картин Терехина, представленных на выставке, - «На кухне», «Игральщики в лото», «Свадьба», «С бородкой» – наполняют экспрессивные, гротесковые образы.
Художник комментирует появление этих работ так: «Основная масса людей не осознает себя: кто они? Для чего пришли в этот мир? Именно такими они показаны на этих картинах… Раньше я жил в коммунальной квартире. Помню, как дрались и ругались соседи. Вот они и на моих картинах такие же - приземленные, с приклеенными ко рту семечками. Или вот картина «Свадьба». Я десять лет был музыкантом. На таком количестве свадеб переиграл, такого там насмотрелся, что те впечатления остались надолго. Это как нарыв какой-то. Иногда возмущаются: «Это же какие-то пластилиновые мультики!» Для меня же «пластилиновые мультики» - это комплимент. Значит, в маленькой работе я добился монументальности. Я не боюсь показаться плохим. Мне всегда нравилось работать на грани фола, нравилось экспериментировать».
 
 
«Пейзажи – плод воображения»
 В последние годы художник отошел от гротесковой манеры. Его творчество стало более мажорным, праздничным. Об этом свидетельствует, например, созданная недавно серия натюрмортов с цветами.
У многих картин Терехина, в том числе пейзажей (их тоже можно увидеть на выставке), необычная техника написания. В качестве основы для картин он часто использует ДВП, что придает матовость краскам и лишает их неестественного масляного блеска. Эти картины не написаны на холсте маслом, как это обычно делается, а как бы нарисованы красками. Кстати, на выставке Терехина в Америке эта техника произвела большое впечатление. «Я давно перестал разбавлять краски разбавителями, а смешиваю их на палитре прямо из тюбиков, - говорит художник. - Моя живопись близка к импрессионизму. У импрессионистов был такой метод - «ла прима». Картину они должны были написать за один присест, пока не изменился угол освещения. Но они писали на пленэре, а я пишу только по памяти. Мои пейзажи - плод моего воображения. Хотя выглядят они вполне реалистичными. И люди воспринимают их так: да я же знаю это место, все точно нарисовано. Когда смотришь на такую картину, включается механизм ассоциаций, воспоминаний. Точно так же бывает, когда слушаешь хорошую музыку».
 Кстати, свои картины Терехин предпочитает писать под музыку. Особенно он любит электронную музыку Мишеля Жарра, а также группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», на музыке которых он был воспитан.
Представлены в «Новом пространстве» и знаменитые работы из серии «Да здравствует Россия!», которые в свое время имели большой успех на выставке в Совете Федерации. «Меня очень интересует состояние верующего человека, - комментирует художник эти произведения. - Оно передается в этих картинах. Купола там как ракеты. Для меня эти картины – своего рода связь с космосом. Через цвет, через композицию».

 
«В Самаре есть какая-то тайна»
 На открытие выставки художник пригласил своих друзей, которые поддерживали его на протяжении многих лет. Среди известных в Самаре людей здесь были бывший самарский губернатор, член Совета Федерации Константин Титов с супругой, известный адвокат Василий Тарасенко, руководитель аппарата Самарской губернской думы Людмила Дурова, руководители самарской «Битлз-ассоциации» братья Владимир и Сергей Сноповы.
Картины Владимира Терехина находятся в 16 музеях мира и во многих частных коллекциях. Есть они и у английской королевы Елизаветы, и у бывшего президента Франции Жака Ширака, и у примадонны российской эстрады Аллы Пугачевой, и у многих других известных людей.
Художник много поездил по миру. Но работать предпочитает в Самаре.
 «Мне близка микроструктура Самары, - говорит он. - Приезжаю в Москву и ничего там не могу делать - бешеные ритмы. А Самара - это совершенно другое. В ней есть какая-то тайна…»

Борис СТРЕЛЬНИКОВ, искусствовед:
 - Художественный мир Владимира Терехина сложен и многообразен. Звучная, почти резкая красочность его картин не является самоцелью, а служит средством психологической характеристики. Он разрывает контур потоками воздуха и блеском света, благодаря чему достигает свежести и мягкости впечатления. Его искусство охвачено духом поиска, эксперимента. Он стремится соединить в гармоническое целое точность и недосказанность, отвлеченность и конкретность. Он ищет и находит пути глубокого проникновения в природу и способы перевода ее красоты на лирический язык живописи.

 
Василий ТАРАСЕНКО, адвокат, друг художника:
- У Владимира Терехина – искренняя, талантливая кисть. Его картины богаты и мыслями, и чувствами. Мир на его картинах не рвется на части, он очень гармоничный. При этом его картина «Сигма бесконечности женской глупости» - это предостережение. Это предчувствие того глянца, который заполонил сегодняшнюю жизнь, той пошлости, которая льется сегодня с телевизионных экранов. Между тем сам Владимир Терехин ни разу не сказал ни об одном, даже самом посредственном, художнике что-то плохое. Он не завистлив. Он уверен в самом себе, в том, что его искусство востребовано и будет востребовано.

 
Справка
 Владимир Терехин родился в 1951 году. Работал несколько лет на куйбышевском заводе «Прогресс». Был музыкантом, и до сих пор время от времени берет в руки гитару. Как художник формировался под влиянием Ван Гога и учения о психоанализе Фрейда. Картины Терехина экспонировались на персональных выставках в Самаре, Москве, США. Первая большая выставка прошла в 1989 году в Совете Федерации. После чего Государственный исторический музей приобрел у художника цикл картин «Да здравствует Россия». В 1991 году вышел в свет альбом «Новое имя русского авангарда. Владимир Терехин».

"Волжская коммуна" 01.06.2011г.